Зачем смотреть
«Омерзительную восьмерку»

Как новый фильм Квентина Тарантино стал самым скандальным событием года еще до своего выхода на экраны кинотеатров
В украинский прокат вышел один из самых ожидаемых фильмов начала года - восьмой фильм Квентина Тарантино.
Ирина Навольнева
Редактор отдела культуры «Телекритики»
Квентин Тарантино – один из главных хулиганов и скандалистов Голливуда. Своими вызывающим поведением и хамскими высказываниями он привлекает к себе внимание не меньше, чем фильмами. Причем яду в режиссере хватает на всех – достается коллегам, актерам, кинокритикам, студиям и даже президенту США.
В конце прошлого года режиссер «Криминального чтива», кажется, побил рекорд по количеству скандалов со своим участием.
В центре внимания оказался его новый фильм – «Омерзительная восьмерка». Именно вокруг него разразилась настоящая медийная буря в декабре – сначала в связи с жестким публичным «наездом» Тарантино на студию Disney, а затем – из-за кражи картины интернет-пиратами.
Для работы над «Восьмеркой» компания Panavision предоставила команде Тарантино пять наборов объективов. Чтобы установить их, пришлось пересобирать камеры.

За что Тарантино обматерил Disney

Тарантино, получивший в 1995 году за «Криминальное чтиво» Оскар, Золотой глобус и даже каннскую Золотую пальмовую ветвь, знаменит, кроме прочего, своей маниакальной любовью к ретро и старым фильмам категории B (в частности – спагетти-вестернам). Приступая к работе над своим восьмым фильмом, режиссер решил превзойти самого себя в этой любви.

«Омерзительная восьмерка», чье название игриво отсылает к вестерну «Великолепная семерка» 1960 года, создана в легендарном формате Ultra Panavision 70 – на пленку 70 мм (современный стандарт – 35 мм). Фильмы, снятые на 70 мм, отличаются большей площадью кадра и изображением высокого качества. При съемке на такую пленку в кадр попадает в два раза больше объектов, чем при использовании пленки 35 мм или цифровых камер.

Кинопремьеры начала года, которые не стоит пропускать
Многие объективы, которые задействовал Тарантино, не использовались с 1966 года
Для работы над «Восьмеркой» компания Panavision предоставила команде Тарантино пять наборов объективов. Чтобы установить их, пришлось пересобирать камеры. Многие объективы не использовались со времен фильма «Джихад» 1966 года с Лоуренсом Оливье. То, что они без сбоев проработали все пять месяцев съемок (в том числе на морозе), изумило даже самих сотрудников Panavision.

Специально для ограниченного проката «Восьмерки» в формате 70 мм Тарантино смонтировал вторую версию фильма — roadshow version. «В ней есть увертюра, антракт, а хронометраж — три часа и две минуты, — рассказал режиссер в интервью Variety. — Версия для мультиплексов короче минут на шесть, да и 12-минутного антракта в ней нет».

Для того, чтобы зритель мог в полной мере оценить результат титанических усилий команды, работавшей над «Восьмеркой», Тарантино подписал контракт на показ фильма с 25 декабря в кинотеатре Cinerama Dome в Лос-Анджелесе. Этот зал оснащен огромным широкоформатным изогнутым экраном.
И тут в историю вмешалась Disney. Студия-гигант пригрозила сети кинотеатров ArcLight, в которую входит и Cinerama Dome, что отзовет из их залов «Звездные войны: Пробуждение силы», если те откажутся показывать Star Wars вместо «Восьмерки». Разумеется, столь весомый аргумент решил судьбу картины Тарантино. ArcLight отменил контракт на показ «Омерзительной восьмерки».

Режиссер пришел в неописуемую ярость и в эфире «Шоу Говарда Стерна» обозвал студию последними словами, на что в Голливуде, кроме Тарантино, вряд ли бы кто-то решился. Он заявил, что Disney «из кожи вон лезет, чтобы трахнуть его» и занимается «вымогательскими практиками». «У них на руках самый большой в мире фильм. А мы спорим об одном чертовом кинотеатре! Miramax, когда я работал с ними, принадлежал Disney. Я заработал много денег для этой корпорации своими картинами «Убить Билла» и «Криминальное чтиво». Они не должны так поступать со мной!», — бушевал Квентин.

Однако, несмотря на злость Тарантино, Disney именно «так» с ним и поступил.

Как «Пробуждение силы» стало главным кинособытием года еще до своего выхода

Преступление и раскаяние

Дальше – больше. Не успел утихнуть скандал с Disney, как разгорелся новый. В конце декабря группа интернет-пиратов Hive-CM8 похитила и выложила в сеть «Омерзительную восьмерку» и «Выжившего» Алехандро Иньярриту (в украинском прокате — «Легенда Хью Гласса»).

Также в руки к киберпреступникам попали DVD-копии более 40 других картин. Однако именно «Восьмерка» оказалась хитом «пиратского проката». К началу января картину скачали и посмотрели около 1 млн интрнет-пользователей.

В итоге многострадальный восьмой фильм Тарантино серьезно недосчитался прибыли
В итоге, вышедший в широкий североамериканский прокат 25 декабря, многострадальный восьмой фильм Тарантино серьезно недосчитался прибыли. В 2,5 тыс. залов за две с лишним недели он собрал $15,7 млн. Этот результат – значительно хуже ожидаемого.

Впрочем, на этом история с интернет-пиратами не закончилась и приняла абсурдный характер – как раз в духе фильмов самого Тарантино. Спустя неделю после беспрецедентной кражи похитители неожиданно… покаялись. В опубликованном на Reddit.com заявлении та самая группировка Hive-CM8 принесла свои официальные извинения режиссеру.

Анонимные авторы сообщения объяснили свой поступок желанием показать фильм тем, кто не может позволить себе заплатить за билет в кино. Также пираты заявили, что фильм – потрясающий и заслуживает наград как никакой другой. И призвали всех, кто не успел скачать картину с торрентов, все-таки пойти в кинотеатр и посмотреть «Восьмерку» за деньги. «Мы не думали, что фильм окажется настолько популярным среди пользователей» - сообщили совестливые преступники.

Самый отчаянный фильм Тарантино

Несмотря на все эти неприятности, «Омерзительная восьмерка» добралась наконец до широкого мирового проката. 14 января фильм вышел и на украинские киноэкраны.

Тарантино снял один из самых необычных вестернов в истории кино, ухитрившись при этом процитировать почти все свои фильмы. «Восьмерка» мало похожа на «Джанго», чего следовало бы ожидать из заявленного жанра. Это, скорее, возвращение к манере первого фильма Квентина – «Бешеные псы». Главные герои существуют, как и в «Псах», в ограниченном пространстве – в галантерейной лавке где-то посреди заснеженного Вайоминга. Поэтому действие, снятое великолепным оператором Робертом Ричардсоном, больше напоминает перенесенную на киноэкран театральную пьесу.
Восемь (хотя на самом деле – девять) людей, часть из которых выдают себя за тех, кем не являются, оказываются в этом месте, казалось бы, волею судьбы. Но это фильм Тарантино, поэтому довольно скоро становится очевидно, что случайности здесь исключены.

В небольшом постоялом дворе режиссер собирает совершенно дикую компанию – темнокожего экс-офицера армии северян (Сэмюэл Л. Джексон), охотника за головами (Курт Рассел в роскошных усах) и его пленницу, которую ждет виселица (Дженнифер Джейсон Ли), старого генерала армии южан (Брюс Дерн), палача (Тим Рот). А также – едущего к месту службы шерифа (Уолтер Гоггинс), угрожающего вида фермера (Майкл Мэдсен) и подозрительного мексиканца (Дэмиан Бишир). Плюс водитель дилижанса (Джеймс Паркс), но он, в отличие от перечисленной восьмерки, омерзения не вызывает, а потому как бы не считается.

От такой компании, разумеется, ничего хорошего ждать не приходится. Поэтому обстановка в доме довольно быстро накаляется до невыносимого градуса. И разговорный вестерн превращается в излюбленную автором фильма кровавую баню.

Из сотен премьер мы выбрали те, которые вы могли совершенно напрасно упустить из виду
Одно из главных достоинств картины – блестящие диалоги
«Омерзительная восьмерка» словно подводит черту под всем, что успел за 25 лет карьеры снять Тарантино. Здесь – и волнующие его темы, и любимые актеры, и приемы. Одно из главных достоинств картины, как и в предыдущих семи тарантиновских работах, – блестящие диалоги. Разговоры героев больше напоминают дуэль на мясорубках, чем обмен репликами. Также режиссер выжал по максимуму из актеров – это бенефис абсолютно всех занятых в картине звезд.

Квентину Тарантино всегда было наплевать на зону комфорта зрителя. В «Омерзительной восьмерке» он без реверансов демонстрирует, насколько именно ему плевать.

И хотя в кои-то веки сам режиссер в кадре так и не появляется, мы будто слышим его хулиганский смех за кадром. И понимаем, что он здесь – царь и бог.
Картина уже получила Золотой глобус – композитор Эннио Морриконе за потрясающий саундтрек. Не исключено, что не обойдут вниманием «Восьмерку» и представители американской киноакадемии – эксперты прогнозируют как минимум номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая актриса второго плана» (вытворяющая невероятные вещи в кадре Дженнифер Джейсон Ли).

Выход в широкий прокат также перечеркнул все сомнения по поводу окупаемости картины. «Восьмерка» при бюджете в $44 млн уже собрала $59,5 млн. И явно на этом не остановится.

Что же, пусть Тарантино ругают как автора бессмысленных, кровавых и – главным образом – беспощадных, насыщенных цитатами и самоповторами фильмов. Но фильмы эти, несмотря ни на что, по-прежнему смотрят и обсуждают все.

Читайте также

Made on
Tilda